Датчик кислорода или лямбда зонд. Расположение, принцип работы и основные неполадки

Всем привет!

Речь пойдет о датчике кислорода или как его еще называют лямбда зонд.

Сегодня я начинаю разговор о датчиках обеспечивающих бесперебойную работу двигателей ВАЗ.
Датчик кислорода или лямбда зонд. Расположение, принцип работы и основные неполадки.

Датчик кислорода состоит из нескольких частей:
1. Чувствительный элемент,
2. Нагревательный элемент

Теперь разберем все немного подробнее:
1. Чувствительный элемент находится непосредственно в выхлопной системе и определяет количество кислорода в отработавших газах. И начинает он это делать лишь по достижении рабочей температуры (свыше 360 градусов Цельсия). Сигнал лямбда зонда это меняющееся напряжение от 50 до 900 милливольт. Напряжение зависит от количества кислорода в отработавших газах. Лямбда зонд сравнивает количество кислорода в атмосфере, который поступает с элемента самого датчика и количество кислорода в отработавших газах.
2. Для того, чтобы датчик начал контролировать смесь раньше, в него встроили нагревательный элемент. Пока датчик не прогрет, смесь контролируется ЭБУ (электронный блок управления).

Вы меня спросите: «Где находится датчик кислорода?». В системах без катализатора он находится после соединения ранеров, которые отходят от цилиндров, в одну трубу. А в системах с катализатором датчика два и находятся они непосредственно до катализатора и после.

Датчик кислорода или лямбда зонд

Датчик кислорода или лямбда зонд

Датчик кислорода, устанавливаемый с завода на автомобили ВАЗ не может регулировать состав смеси, сильно отличающийся от значения 14,7:1. Так же диапазон его регулировки очень «узкий».

Диапазон регулировки смеси датчиком кислорода

Диапазон регулировки смеси датчиком кислорода

На автомобилях ВАЗ с нормами Евро-2 устанавливался датчик кислорода BOSCH 0 258 005 133. В системах с нормами токсичности Евро-3 этот датчик устанавливался до катализатора.
А после катализатора устанавливается датчик кислорода с «обратным» разъемом.
В авто с ЭБУ BOSCH M 7.9.7 и Январь 7.2, которые выпускались с 2004 года устанавливается датчик кислорода BOSCH 0 258 006 537. Датчик кислорода BOSCH 0 258 006 537 изготавливается с керамическим нагревателем, поэтому нагревается быстрее, а тока потребляет меньше.

BOSCH 0 258 005 133

BOSCH 0 258 005 133


BOSCH 0 258 006 537

BOSCH 0 258 006 537

Но все не вечно и естественно датчик кислорода тоже может сломаться. Основными признаками неправильной работы лямбды может быть:
1. Обороты двигателя плавают, иногда он даже глохнет.
2. Расход топлива заметно повышается.
3. Динамика заметно падает.
4. Ошибки двигателя (Джеки Чан или check engine) связанные с датчиком кислорода.

Чтобы обеспечить более длительную, бесперебойную работу лямбда зонда необходимо придерживаться всего одной рекомендации — заправлять качественный бензин (лично я заправляю 95 бензин, а не 92, только на проверенных АЗС и проблем не знаю)

В свое время, когда я собирал свой инжектор у меня возник вопрос: «А так ли мне необходим этот лямбда зонд?». Очень долго все изучал и колебался, но в итоге решил собирать систему именно с датчиком кислорода. Он обеспечивает нормальную топливную смесь и в перспективе позволяет настраивать смесь для своих нужд (так называемая «откатка по логам»). А это уже какой никакой тюнинг!!! Конечно «откатка по логам» это не онлайн прошивка, но все таки есть возможность настроить смесь под свою конфигурацию. Процесс «откатки по логам» более трудоемкий, данные со штатной лямбды не такие, как с широкополосного датчика кислорода, но если задаться целью то можно сделать все качественно.

Возможно все, что тут написано покажется не очень интересным, но без изучения основных понятий проблематично сделать все качественно)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на RSS

Введите свой Email адрес: