Отличия в конструкции 16 клапанных двигателей ВАЗ (2112,21124,21126 «Приора» и 11194 «Калина»)

Всем привет!!!

Сегодня поговорим о 16 клапанных двигателях автомобилей ВАЗ. А конкретно об их отличиях. Как не ошибиться в комплектующих, при сборке своего первого мощного двигателя???


Не секрет, что мечта любого тазовода это «16 клапанов». И я не исключение. И уже года 2 в моем шкафу валяется головка блока от ВАЗ 2112, но установлена она будет вместо 8 клапанов. Разбираясь в тонкостях всего процесса, пришла идея написать статью, в помощь начинающим, а так же с целью исключить лишние вопросы.

16 клапанные двигатели ВАЗ серийно стали устанавливать на автомобили ваз 10 семейства. Сначала устанавливались моторы объемом 1,5 литра и имели маркировку 2112. Через некоторое время ему на смену пришел двигатель объемом 1,6 литра с маркировкой  21124. Ну а «новейшей» разработкой стало появление двигателей с маркировкой 21126, которые устанавливаются на автомобили ВАЗ 2170, она же ЛАДА Приора.

 Начнем разбираться в отличиях двигателей 2112 и 21124, но для начала обсудим отличие блока 2112 от блоков 21083 и 2110.

Блок цилиндров 2112, не отличается внешне от блоков цилиндров 21083 и 2110, однако с ними он не взаимозаменяем. Особенностью блока цилиндров 2112 , являются крепежные отверстия для головки блока. Отверстия имеют размер М10×1.25. Есть еще одно существенное отличие блока 2112 от 21083 и 2110. В 2-й, 3-й, 4-й и 5-й опорах коренных подшипников блока 2112 выполнены дополнительные каналы для масла, в которые запрессованы специальные масляные форсунки. Во время работы двигателя, через эти масляные форсунки масло под давлением, омывает днища поршней. АВТОВАЗ утверждает, что эти масляные форсунки способствуют значительному снижению термической нагрузки на двигатель в целом. О масляных форсунках поговорим в следующей статье. Стоит их ставить или оставить все, так как есть.

Теперь двигатели 2112 и 21124.

Двигатель 2112 имеет блок цилиндров 2112 с высотой 194,8 мм, двигатель 21124 имеет блок цилиндров 11193 с высотой 197,1 мм (так называемый «высокий» блок). Высотой блока принято считать расстояние от оси вращения коленчатого вала (коленвала), до верхней поверхности блока. Следующее отличие данных моторов связано с установкой различных  коленчатых валов. Двигатель 2112 имеет так называемый «коленвал 71» с радиусом кривошипа 35,5 мм, при таком коленчатом вале ход поршня составляет 71 мм. Двигатель  21124 оборудован «коленвалом 75,6» – с радиусом кривошипа 37,8 мм, при таком коленчатом вале ход поршня составляет 75,6 мм. В итоге разница в высоте блоков и ходе поршня, позволила достигнуть объема двигателя 21124 в 1,6 литра.

Следующее отличие данных двигателей заключается в поршнях. Поршни двигателя 2112 имеют небольшую глубину выборки под клапана, так называемые «циковки под клапана», что при обрыве ремня ГРМ обеспечивает «качественный» загиб клапанов))) В отличие от поршней 2112, поршни 21124 имеют глубокие выборки под клапана и при обрыве ремня ГРМ для вас все закончится только заменой ремня ГРМ на новый. Шатуны на обоих двигателях одинаковые. Головка блока цилиндров отличается впускными отверстиями, в связи с этим впускной коллектор от двигателя 21124 (1,6 литра) можно поставить на двигатель 2112 (1,5 литра) но не наоборот. Это связано с отличием впускных коллекторов этих двигателей. Двигатель 2112 имеет алюминиевый впускной коллектор (так называемые «рога») и алюминиевый ресивер. «Рога» и коллектор соединены между собой резиновыми трубками и хомутами. При установке, между впускным коллектором и головкой блока цилиндров укладывается прокладка. Между ресивером и дросселем также устанавливается асбестовая прокладка. Двигатель 21124 имеет цельный впуск, то есть впускной коллектор и ресивер одна пластиковая деталь. Между впускным коллектором и головкой блока цилиндров устанавливаются резиновые уплотнительные колечки, между ресивером и дросселем устанавливается резиновая уплотнительная прокладка.

"Рога" и впускной коллектор

«Рога» и впускной коллектор


Пластиковый впускной коллектор двигателя 21124

Пластиковый впускной коллектор двигателя 21124

 

Следующее отличие в шкивах распределительных валов. На шкивах от двигателя 21124 (1,6 литра) метки для выставления ремня ГРМ смещены на 2 градуса, поэтому шкивы от двигателя 21124 не взаимозаменяемы  со шкивами двигателя 2112.

Далее по списку идут клапанные крышки. Система зажигания двигателя 21124 основана на индивидуальных катушках зажигания и для крепления этих катушек на клапанной крышке имеются специальные резьбовые отверстия. Масло заливная горловина клапанной крышки двигателя 21124  имеет резьбу и соответствующую для этой горловины крышку, вентиляция картерных газов оборудована специальным отливом. Клапанная крышка двигателя 2112 имеет шпильки для крепления модуля зажигания, масло заливная горловина такая же как на восьми клапанных моторах ваз семейства САМАРА и САМАРА2.

Клапанная крышка 21124

Клапанная крышка 21124

 

Клапанная крышка 2112, только на фото нет шпилек   под модуль зажигания, а должны быть в левом нижнем углу крышки.

Клапанная крышка 2112, только на фото нет шпилек под модуль зажигания, а должны быть в левом нижнем углу крышки.

Существенное отличие этих двигателей заключается в топливной системе. Двигатель 2112 имеет топливную систему со сливом избытка топлива обратно в топливный бак (две топливные трубки) и топливную рампу с регулятором давления топлива. Топливная система двигателя 21124 не сливает избыток топлива в бак (имеется одна топливная трубка), регулятор давления топлива находится непосредственно в топливном насосе. Топливо подается под одним неизменным давлением.

Следующее отличие в кожухе ремня ГРМ, 2112 имеет цельный кожух ГРМ, а 21124 раздельный, что упрощает возможность осмотра ремня при необходимости.

Выпускная система на двигателе 21124 организована с двумя датчиками кислорода (так называемый «Евро-3»), катализатор находится непосредственно у головки блока цилиндров. Двигатель 2112 имеет один датчик кислорода, «Евро-2». (фото будет ниже)

Вот и все отличия. Переходим к двигателю 21126, он же двигатель ЛАДА Приора.

Двигатель 21126 имеет блок цилиндров 21126, конструктивно не отличающийся от блока цилиндров 11193. Основное отличие блока 21126 заключается в качестве обработки стенок цилиндров. Хонингование цилиндров осуществляется по технологии фирмы Federal Mogul, что обеспечивает получение более качественных рабочих поверхностей.

Двигатель 21126 имеет на 9 лошадиных сил больше чем двигатель 21124, это обеспечивается тем, что шатунно поршневая группа двигателя 21126 значительно легче, чем на двигателе 21124. Общая масса поршня, шатуна, шатунного пальца и коренных вкладышей на двигателе 21126 равна примерно  795 грамм, в то время как на двигателе 2112 вес составляет примерно 1235 грамм, и не надо быть математиком, чтобы рассчитать разницу в 440гр. Поршень в двигателе  21126 «Приора» имеет практически плоскую поверхность, что способствует повышению степени сжатия  и повышению мощности, но при такой конструкции обрыв ремня ГРМ приведет к гнутым клапанам, а уменьшение размера поршня привело к уменьшению жарового пояса и большей вероятности прогорания поршня при активной работе педалью газа. Также имеют отличия коренные вкладыши на этих двигателях. На двигателе 21124 коренные вкладыши шире и тоньше, а на двигателе 21126 они уже и толще. Прокладка головки цилиндров на двигателе 21124 безасбестовая, толщиной 1,15 мм, а на двигателе 21126 прокладка металлическая, толщиной 0,43 мм.

поршни 21124 и 21126

поршни 21124 и 21126


поршни 21124 и 21126

поршни 21124 и 21126


поршни 21124 и 21126

поршни 21124 и 21126


шатуны 21124 и 21126

шатуны 21124 и 21126


вкладыши 21124 и 21126

вкладыши 21124 и 21126


пальцы 21124 и 21126

пальцы 21124 и 21126

 

ШПГ 21124 и 21126

ШПГ 21124 и 21126

 

прокладка ГБЦ 21124 и 21126

прокладка ГБЦ 21124 и 21126

Также двигатели 21124 и 21126 имеют различия в газораспределительном механизме, ремни ГРМ отличаются формой протектора и соответственно не взаимозаменяемы, так же как и шкивы привода распределительных валов, помпа, шкив коленчатого вала. Ролики ГРМ (опорный и натяжной) на двигателе 21126 не имеют бортов для удержания ремня ГРМ по центру, а натяжной ролик 21126 имеет механизм самонатяжения. Шкив коленчатого вала на 21126 имеет бортик для исключения возможности самопроизвольного смещения ремня ГРМ.

ГРМ 21126

ГРМ 21126


ГРМ 21124

ГРМ 21124


ролики 21124 и 21126

ролики 21124 и 21126


ремень ГРМ 21124 и 21126

ремень ГРМ 21124 и 21126


шкив коленвала

шкив коленвала

 

отличие катализаторов 21124 и 21126

отличие катализаторов 21124 и 21126

И уделим немного внимания двигателю 11194 объемом 1,4 литра, устанавливаемому на автомобили ЛАДА Калина. Этот мотор копия мотора 21126, с небольшими отличиями. Диаметр цилиндра  на двигателе 11194 составляет 76,5 мм, так же изменена камера сгорания. Другой вид имеет система натяжения ремня генератора.

567 комментариев: Отличия в конструкции 16 клапанных двигателей ВАЗ (2112,21124,21126 «Приора» и 11194 «Калина»)

  • camil говорит:

    На блок мотора 126 приора можно будет установить гбц 8 клапаную?

  • camil говорит:

    И что надо будет переделать?

  • Денис говорит:

    Подскажите пжс... У меня ВАЗ 21103 с двигателем 1,5 16 кл. Проблема с ГБЦ — гнало тосол в 3 цилиндр (пробило прокладку) при ремонте попутно поменял тосол, масло, помпу с ремнём ГРМ и у токаря фрезернул ГБЦ он сказал что больше нельзя...), после сборки появился звонкий стук на холодную, после прогрева стук становиться тише и глухой... и машина работает не ровно... Поехал к знакомому у него на подключили ноут, по диагностике показало что 1 и 3 цилиндр работают на 100% а вот 2 и 4 на 38%... При прогретой машине если открыть пробку расширительного бочка тосол выходит через верх...(( Я так понимаю что газы идут в тосол... Не могу понять в чём причина... вроде всё сделано по схеме, протягивали ГБЦ спецключом с определённой нагрузкой и потом дотягивали 2*90 Думаю менять ГБЦ... Может посоветуете более дешёвый выход?

    • Денис говорит:

      компрессия во всех цилиндрах в норме... свечи провода и модуль зажигания новые... все датчики новые(импортные) термостат новый все патрубки поменял на силиконовые... уже и не знаю что поменять чтоб работа ДВС выравнялась...

  • Алексей говорит:

    здравствуйте, подскажите, подоидет ли головка 11194 на 11193 ( 124 )?

  • Сергей говорит:

    Здравствуйте такой вопрос у меня ваз 21103,блок ваз21083.1,5,гбц ваз21126,поршня124, это всё совместимо.эбу стоял Bosch поставил январь5.1и 116дмрв мощность снизилась на холодную на холостых глохнет что может быть подскажите?

  • алик говорит:

    добрый день. встанет ли 112 голова на 126 блок?

  • Руслан говорит:

    Здравствуйте. Если все распредвалы одинаковые, почему на 2112 шкивы смещен на 2 градуса?

  • Антон говорит:

    здравствуйте калина 1,4 16кл хочу на родную голову поставить блок с большим обьемом какой для этого подойдет?

  • Азрет говорит:

    Стоит 1.5 шеснарик. 12 низ

  • Азрет говорит:

    Всё было стандарт. Поставил ресивер стингер, паук 4.2.1 . 54 дроссель.

  • Артем говорит:

    Здравствуйте!

    Возможно ли установить в ладу калину (сейчас стоит мотор 1,4 16 кл) двигатель 21124?

    И если да, то много-ли потребуется при этом переделок?

    Спасибо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на RSS

Введите свой Email адрес: